На рынке подержанных автомобилей процветает практика обмана покупателей путём продажи автомобиля-двойника. Двойником называют автомобиль (нерастаможенный, угнанный), для продажи которого используют документы другого авто той же марки.
Толчком к развитию этого вида мошенничества стал массовый ввоз б/у иномарок в конце 90-х. С того времени схемы облапошивания доверчивых клиентов, совершающих выкуп подержанных авто, оттачивались и усложнялись.
Существует три наиболее распространённых схемы, к которым прибегают мошенники:
- Используется украденный техпаспорт. На кузов машины, совпадающей по марке, набивается соответствующий VIN-код.
- Покупается разбитый или сгоревший автомобиль, который разрезается и сдаётся на металлолом, а номера либо навариваются, либо набиваются на агрегаты, таким образом, автомобиль «получает вторую жизнь». Если часть кузова с кодом не была серьёзно повреждена, её вваривают на нелегальное авто.
- Изготовляется дубликат существующего техпаспорта, а на нелегальное авто наносятся соответствующие коды и номера. Обнаружение такого рода подлога осложняется тем, что, как правило, используются документы, регистрация которых произведена в другом регионе.
До 2012 года при снятии и постановке машины с/на учёт необходимо было провести криминалистическую экспертизу. Упразднение этого требование играет на руку нечистым на руку гражданам.
Зачастую такие автомобили предлагаются по умеренным ценам, которые, однако, не слишком занижены, чтобы не выглядеть подозрительно и не привлекать особого внимания.
Распространённой является практика продажи по доверенности. Это даёт возможность сослаться на отсутствие владельца, якобы пребывающего в отъезде, проживающего за рубежом и т.д. Таким образом стараются избежать снятия с учёта, в процессе чего возможно выявление обмана.
С другой стороны, многие покупатели сами упрощают задачу недобросовестным продавцам, не желая проводить переоформление из соображений экономии средств.
Стоит отметить, что прохождение процедуры снятия с учёта не гарантирует выявления подлога, лишь увеличивает его шансы.
По словам специалистов, для того чтобы быть стопроцентно уверенным в покупке, необходимо пройти криминалистическую экспертизу, стоимость которой составляет около 100 грн., что, согласитесь, совсем не много, учитывая все риски и возможные проблемы в будущем. Ответственность в таком случае возлагается на эксперта, вынесшего решение, и ему же придётся возмещать убытки, если машина всё же окажется криминальной.
Строго говоря, предложение о продаже по доверенности само по себе должна вызывать подозрения, и каждый будущий автовладелец должен понимать, что в таком случае все проблемы бывшего хозяина машины (задолженность по кредитам, арест имущества и т.д.) могут раньше или позже привести к трудностям у новоиспеченного собственника. Плюсом становится и то, что с 3 декабря 2012 года при оформлении б/у машин налог в Пенсионный фонд платить не надо.