В автомобильном мире есть вещи, которые кажутся вечными. Например, ощущение, когда берешься за тяжелый, холодный, хромированный значок Mercedes-Benz на капоте старого W124, или проводишь пальцем по рельефной эмблеме VW на багажнике Golf. Эти значки были не просто логотипами. Они были маленькими скульптурами, символами гордости инженера, тактильным подтверждением качества и веса бренда.
А теперь перенесемся в 2025 год. Подойдите к новому Volkswagen ID.4 или Renault Megane E-Tech. Что вы видите на месте значка? Плоский, двухмерный, почти нарисованный кружок или ромб. Он гладкий, он лишен теней, он спрятан под слоем глянцевого пластика. За последние несколько лет почти все гиганты автопрома — от BMW и Audi до Kia, Nissan и, совсем недавно, Renault — прошли через «великое уплощение». Они массово отказались от своих объемных, хромированных 3D-эмблем в пользу минималистичных 2D-версий.
Что это? Глобальный сговор дизайнеров, поддавшихся моде на минимализм? Или, может, банальная экономия на хроме в сложное время? На самом деле, все гораздо глубже. Эта тихая революция логотипов — не прихоть, а суровая необходимость, продиктованная двумя главными трендами, которые меняют саму суть автомобиля: тотальной цифровизацией и электрификацией.
«Экранный диктат»: Почему логотип должен хорошо смотреться на часах
Первая и, пожалуй, главная причина отказа от 3D-хрома — это то, что логотип перестал жить только на решетке радиатора. Автомобиль превратился в гаджет, а у гаджета должна быть иконка.
Раньше логотип должен был выполнять одну задачу: хорошо смотреться на металле, блестеть на солнце и узнаваться издалека в потоке. Сегодня у него десятки новых «мест обитания», и большинство из них — цифровые:
- Экраны мультимедиа: Логотип встречает водителя при запуске системы на огромном 15-дюймовом центральном дисплее.
- Смартфон: Он живет в виде иконки приложения «MyBMW», «We Connect» или «Kia Connect», через которое владелец управляет замками и климатом.
- Смарт-часы: Та же иконка, но еще меньше, на крошечном экране Apple Watch.
- Веб-сайт: Он должен идеально выглядеть в виде «фавикона» (той самой маленькой картинки во вкладке браузера).
И вот тут старый добрый 3D-хром с его сложными градиентами, тенями и бликами, который так круто выглядел на решетке, в цифровом мире превращается в грязное, нечитаемое пятно. Попробуйте уменьшить сложный, объемный значок BMW до размера 16×16 пикселей — вы не увидите ничего, кроме размытой каши.
Именно поэтому автобренды обратились к философии «плоского дизайна» (Flat Design), которая захватила мир IT еще десять лет назад с подачи Apple и Google. Плоский, минималистичный, двухмерный логотип идеально масштабируется. Он выглядит чисто, четко и узнаваемо на любом носителе — от гигантского билборда до крошечной иконки на часах.
Посмотрите на ребрендинг Volkswagen 2019 года. Они отказались от своего «пухлого», объемного сине-белого значка в пользу тонких, почти невесомых линий. Сначала это вызвало недоумение, но как только появились их электромобили ID-серии с новой цифровой приборной панелью, все встало на свои места. Этот логотип был рожден для экранов. То же самое сделали Kia, Nissan и Renault. Их новые логотипы — это не просто значки, это шрифты, иконки, элементы цифрового интерфейса.
«Новый холст»: Электрификация и эра светящихся логотипов
Вторая причина «уплощения» не менее важна, и она связана с тем, как изменилось само «лицо» автомобиля. Речь идет об электрификации и смерти решетки радиатора.
Классическому ДВС нужен был воздух. Много воздуха. Поэтому центральным элементом дизайна всегда была решетка радиатора — функциональная деталь, на которую и крепился тот самый хромированный 3D-значок. Но электромотору и батарее такой интенсивный обдув не нужен.
Передняя часть электромобиля превратилась в «глухую» панель — гладкую, монолитную поверхность из пластика, которую дизайнеры называют «цифровым лицом» или «технологическим щитом». И вот здесь старый объемный логотип смотрится чужеродно. Прикручивать кусок хромированного пластика на идеально гладкую, высокотехнологичную панель — это как клеить резную деревянную раму на плазменный телевизор. Это стилистический нонсенс.
Но эта гладкая панель дала дизайнерам новый, невероятный инструмент — подсветку. Плоский 2D-логотип можно идеально интегрировать в эту панель и заставить его светиться. Логотип перестал быть просто «шильдиком» и стал частью световой подписи автомобиля, его «глазами» в темноте.
- Посмотрите на тот же Volkswagen ID.4. Его логотип ночью превращается в светящийся элемент, объединенный диодной полосой с фарами.
- Mercedes-Benz на своих электромобилях серии EQ предлагает опцию светящейся «трехлучевой звезды».
- Новый логотип Renault, представленный на модели R5 E-Tech, — это, по сути, две пересекающиеся световые линии, которые выглядят как неоновая вывеска в стиле ретро-футуризма.
Старый 3D-хром не мог предложить такой функциональности. Он мог только отражать свет. Новый 2D-логотип сам является светом.
Жертвы «упрощения»: Теряем ли мы наследие и ощущение премиума?
Конечно, у этой революции есть и обратная, эмоциональная сторона. Не все в восторге от «плоского мира».
Для многих поколений водителей тактильное ощущение было неразрывно связано с качеством. Тяжелый, холодный металлический значок на капоте давал подсознательное ощущение надежности, долговечности, «настоящести». Новые же логотипы, которые по сути являются просто рисунком под слоем лака или пластика, ощущаются… дешево. Даже если автомобиль стоит 100 000 евро.
Огромную волну критики вызвало решение BMW сделать свой новый плоский логотип «прозрачным» по краям. Фанаты были в ярости, называя его «пустым», «корпоративным» и «безжизненным». BMW пришлось оправдываться, что этот логотип предназначен в основном для цифровых коммуникаций, а на машинах пока останется привычный 3D-значок. Но тренд был задан.
Этот сдвиг также меняет восприятие на вторичном рынке. Классический хромированный значок стал маркером «старой школы». Когда владелец решает продать авто с таким логотипом, он продает не просто машину, а частичку той эпохи. Для сервисов, предлагающих Автовыкуп, это тоже становится фактором оценки. Любая компания Автовыкуп, работающая с подержанными машинами, знает, что для некоторых покупателей аутентичный 3D-логотип важнее цифровых «фишек». Автовыкуп в Киеве, например, отмечает, что Выкуп старых авто премиум-класса с хорошо сохранившимися оригинальными эмблемами проходит активнее.
- Один известный автомобильный историк и дизайнер как-то метко выразился: «Мы теряем скульптуру. Автомобильный значок всегда был ювелирным изделием, малой архитектурной формой. Сегодня он превращается в иконку приложения. Это неизбежная плата за цифровизацию, но нельзя не признать, что вместе с этим уходит часть магии».
«Великое уплощение» автомобильных логотипов — это не прихоть и не лень дизайнеров. Это честный и прагматичный ответ на две революции, которые изменили автомобиль до неузнаваемости. Цифровизация потребовала логотип, который будет одинаково хорошо выглядеть на экране часов и на 20-дюймовом дисплее. Электрификация убрала решетку радиатора, дав взамен новый холст — гладкую панель, созданную для подсветки.
Логотип эволюционировал. Из физической, тактильной «скульптуры» он превратился в универсальный цифровой «знак» и новый «орган светоощущения» автомобиля. Это наглядный символ того, что сам автомобиль окончательно превратился из механического устройства в электронный гаджет. И как бы мы ни скучали по холодному хрому, этот поезд уже ушел.
