Представьте себе типичную, до мурашек знакомую сцену. Давайте назовем нашего героя Олегом. После месяцев копилок, раздумий и споров с самим собой Олег наконец-то выкатывает из салона свой новенький, сияющий автомобиль. Он упивается дизайном, упивается технологиями, вдыхает этот ни с чем не сравнимый запах нового салона. На дворе зима, бьют первые крепкие морозы. Олег плюхается на холодное сиденье, тычет в знакомую иконку подогрева на огромном сенсорном экране и… обомлевает. На дисплее выскакивает: «Функция «Подогрев сидений» не активна. Активируйте подписку в нашем онлайн-магазине. Стоимость — 15 евро в месяц». Олег в шоке. Как так? Кнопка на месте, нагреватели в сиденье с завода, он за все это уже выложил кругленькую сумму!
И эта история — не вымысел, а новая, ошеломляющая, и, честно говоря, возмутительная реальность, которая накрыла все больше водителей по всему свету. Крупные игроки вроде BMW, Mercedes и Volkswagen один за другим внедряют в машины концепцию «функций по требованию» (Features on Demand). Вы покупаете авто, где все уже есть по железу, но за многие базовые штуки вам предлагают платить ежемесячно. Где та тонкая грань между платным цифровым бонусом и наглым вымогательством? И до каких пределов автопроизводители зайдут в этой гонке за бесконечной прибылью с одной машины?
От смартфона к автомобилю: логика «функций по требованию»
Чтобы врубиться, откуда взялась эта, казалось бы, бредовая идея, давайте на минутку прикинемся автопроизводителем и посмотрим на мир их глазами. Поверьте, они не спятили — просто отчаянно лезут в цифровую реальность, подражая IT-гигантам.
В основе — концепция «программно-определяемого автомобиля» (Software-Defined Vehicle). Сегодня машина — это не просто железо, а дорогой компьютер на колесах. Все — от мотора до подсветки салона — крутится на софте. Это позволяет производителям провернуть хитрый ход: делают одну базовую комплектацию с полным набором железа — подогрев, фары, датчики круиз-контроля. А что будет работать, решает программа, которую можно включить удаленно через OTA-апдейт.
Зачем? Во-первых, упрощают производство: нет нужды в десятках версий одной модели. Во-вторых, и это ключевое, — это их «золотая жила» — постоянный доход (recurring revenue). Продажа машины — разовый куш, а подписка — вечный ручеек в карман. Это их версия Netflix и Spotify, которую они неловко притягивают к миру железа.
Бунт на борту: почему водители ненавидят эту модель
Идея, может, и красива на бумаге, но нарвалась на стену гнева и непонимания со стороны водителей. И причин тут вагон.
Первая — психология владения. Вы отдаете 40-50 тысяч евро и считаете, что купили все: провода, микросхемы, сиденья. А тут тебе говорят: плати аренду за уже оплаченное железо. «Я за сиденья заплатил! Почему еще за тепло платить?» — этот вопль слышно на каждом форуме от Европы до Америки.
Вторая беда — вторичка. Что с подпиской, когда машину продаешь через пару лет? Передается новому хозяину? Или он заново платит за все? Это каша в голове и обесценивание тачки. Машина может быть как новая, но без подписок — пустышка. Это заставляет первого владельца спешить продать авто до окончания «бесплатного» периода, а второго — сталкиваться с непредвиденными расходами. В результате, услуга Автовыкуп для таких «котов в мешке» с неясным набором активных функций становится все более востребованной.
Этот хаос уже меняет правила игры на вторичном рынке. Любая серьезная компания Автовыкуп теперь вынуждена при оценке запрашивать полный список активных подписок. Например, когда речь заходит про автовыкуп в Киеве, автомобиль с «вечной» лицензией на подогрев сидений может быть оценен на 5-10% дороже, чем точно такой же, но с «годовой». Профессиональный выкуп авто Киев превращается в IT-аудит, где версия прошивки и срок действия подписок становятся не менее важными, чем состояние двигателя.
Третья, и самая скользкая, — безопасность как услуга. Подогрев — ладно, комфорт. Но уже тестируют подписки на мощность двигателя или фары. А дальше что? Платный экстренный тормоз? Подписка на подушки безопасности? Это этическая пропасть.
Недавний опрос от европейского потребсоюза показал: 85% водителей против платных функций на уже установленном железе. Это не ворчание — это бунт.
Поиск компромисса: где находится «красная линия»?
Хоть критики и рычат, производители не сдадутся. Но под давкой общества модель, скорее всего, изменится в более честную сторону.
Рынок, похоже, придет к разделению: железо — одно, цифра — другое. Большинство из нас готово платить за цифровые фишки — навигацию с пробками, стриминговую музыку или умного ассистента, где нужны постоянные обновления. Но тянуть деньги за уже вшитые нагреватели — это та «красная линия», которую народ не хочет пересекать.
Хороший вариант — «попробуй, купи». Представьте: месяц бесплатного массажа в креслах на отпуске. Понравилось — плати разово за навсегда. Честно и прозрачно.
Как-то один приятель, маркетолог из европейского автоконцерна, выдал: «Мы просчитались с психологией владельцев. Кто первый предложит подписку на софт, а не аренду железа, и даст честный выбор, тот и заберет лояльность».
Модель «по требованию» — это пока неуклюжая, жадная и провальная попытка автопрома влезть в цифровую экономику. В погоне за «долгими» деньгами они перешли черту, пытаясь взять плату за то, что мы уже купили.
Сейчас решающий момент. Если мы, водители, проглотим и начнем платить за свои сиденья, это станет нормой. Если будем голосовать рублем за честные бренды, их заставят искать компромисс. Битва за наш кошелек идет сейчас, и исход — в наших руках. А вы готовы платить ежемесячно за то, что уже есть в вашей машине?