Недавно я просидел за рулем почти восемь часов, гоняя свежий Mercedes из Львова в Киев. По большей части дороги, которая была в идеальном состоянии, машиной фактически рулил автопилот. Он сам поддерживал скорость, сам вел ее по полосе, сам аккуратно притормаживал и набирал обороты в общем потоке. Первые пару часов я был в полном восторге, как ребенок, с огромным интересом глазея на это высокотехнологичное чудо. К третьему часу я уже расслабился и запустил подкаст. На четвертом — потихоньку стал переписываться в телефоне. А на пятом я вдруг осознал одну по-настоящему жуткую вещь: сижу я на месте водителя, несу всю юридическую ответственность за то, что творится, но при этом ни черта не понимаю, что происходит вокруг на дороге. Мой мозг, укачанный этой монотонностью и безошибочной работой электроники, просто взял и «вырубился», переключившись в какой-то фоновый режим ожидания.
Этот мой собственный случай заставил меня крепко призадуматься. Мы все грезим о машинах, которые полностью возьмут на себя управление, избавив нас от этой нудной рутины за рулем. Но в этой гонке за идеальным будущим мы как-то забываем про один по-настоящему ключевой, почти философский вопрос: пока автомобили становятся все умнее, не тупеем ли мы сами, водители, и не становимся ли из-за этого еще опаснее? А вдруг главная засада на пути к безопасному автономному миру — это не огрехи в технологиях, а наша собственная, глубоко заложенная в мозге, неидеальность?
От водителя к «надзирателю»: убийственная скука и потеря сноровки
То, с чем я столкнулся на той трассе, у ученых даже имеет специальное название — парадокс автоматизации. Смысл его до смешного прост: чем круче, надежнее и безупречнее функционирует автоматическая система, тем меньше внимания на нее обращает человек, который якобы должен за всем этим присматривать. Наш мозг по эволюции не заточен под пассивное, однообразное наблюдение. Ему подавай настоящие задачи, за что-то зацепиться, чем-то заняться. И если автопилот отбирает у него 99% обычной работы, то мозг мигом переключается на что-то поинтереснее: уходит в сторонние размышления, ныряет в экран смартфона или, что хуже всего, скатывается в легкую полудрему.
В системах автономии второго и третьего уровней (а это, по сути, все нынешние «автопилоты») водитель по-прежнему остается обязательным и центральным звеном в цепочке безопасности. Он вроде как «надзиратель», который, по инструкции, обязан быть готовым в любой миг схватить руль. Но вот тут-то и таится настоящая подстава. По свежим исследованиям, которые мне рассказал приятель из европейского института по безопасности на дорогах, водителю, который полностью «отключился» от процесса, нужно от 5 до 8 секунд, чтобы снова врубиться в ситуацию и взять все под контроль. При 120 км/ч это выходит почти 300 метров чистого «слепого» полета по шоссе. За эти секунды может случиться что угодно, и не факт, что с хорошим концом.
Но есть еще одна засада, которая действует потихоньку, в долгосрочной перспективе, — это постепенная потеря водительских умений. Современные ребята, которые только приходят в автошколы, с первых же уроков садятся за руль машин, напичканных кучей ассистентов. Они с ходу привыкают, что авто само паркуется, само резко тормозит в случае чего, само держится в своей полосе. А что будет, если такой водитель вдруг попадет в переделку на старой тачке, где никаких электронных нянь нет? Сможет ли он на инстинктах правильно отреагировать на занос на мокрой дороге, если всю его водительскую жизнь за него это делала система стабилизации? Мы запросто можем вырастить поколение «операторов девайсов», у которых просто не будет тех базовых мышечных рефлексов, чтобы справиться с настоящей нештатной ситуацией на дороге. Для таких водителей старый автомобиль без электронных помощников становится источником стресса, и решение продать авто через такую службу, как услуга Автовыкуп, выглядит логичным шагом к большей безопасности.
Этот разрыв в навыках уже начинает влиять на вторичный рынок. Любая профессиональная компания Автовыкуп подтвердит: спрос на «аналоговые» машины со стороны молодых водителей падает. Например, когда речь заходит про автовыкуп в Киеве, автомобили с механической коробкой передач или без системы стабилизации все чаще сдаются именно потому, что новое поколение просто не чувствует себя в них уверенно. Таким образом, быстрый выкуп авто Киев становится популярным не только для проблемных, но и для «слишком честных» для современного водителя машин.
Цифровое доверие: как научиться верить (но не переусердствовать) своей машине
Наши отношения с автопилотом — это такой тонкий, психологический танец, полностью завязанный на доверии.
Чтобы мы вообще решились доверить машине свою жизнь, она должна вести себя как можно более «по-человечески». Именно по этой причине инженеры в автопроме тратят годы и огромные бабки, обучая автопилоты двигаться гладко, без этих пугающих рывков, предсказуемо менять полосу и мягко сбрасывать скорость. Если автопилот будет дергаться, как новичок с нервами, то никто его и во второй раз не включит.
Но как только система начинает работать идеально и предсказуемо, вылезает обратная беда — чрезмерное доверие. После сотен, тысяч километров без сбоев мы подсознательно начинаем считать автопилот всемогущим и безгрешным. Мы перестаем пялиться на дорогу, начинаем смотреть кино, ковыряться в ноутбуке, напрочь игнорируя те редкие предупреждения от системы. Почти все громкие трагедии с «автопилотами» случились именно так: система пахала на ура 99,9% времени, а потом в какой-то редкой, нестандартной ситуации, с которой она не сталкивалась, она вырубалась, но водитель, слишком расслабившийся, уже не успевал вовремя отреагировать.
Производители в курсе этой проблемы и из кожи вон лезут, чтобы с ней справиться. Те камеры в салоне, которые отслеживают, не устал ли ты, куда смотришь, датчики на руле, которые требуют держать руки на нем, эти пищащие сигналы — все это не баги или недоделки. Это осознанные, чуть ли не отчаянные меры, чтобы машина не дала нам, людям, слишком уж размякнуть и забыть про свою роль. Авто буквально пытается нас заставить не лениться и выполнять эту скучную работу «надзирателя».
Лицензия на «ничегонеделание»: как станут готовить водителей завтрашнего дня?
Все, о чем я тут рассказал, приводит к одному ясному, хоть и нерадостному выводу: нынешняя система обучения и выдачи прав на вождение безнадежно отстала от жизни. Она ни капли не готовит человека к этой новой, запутанной роли — супервизора сложной автономной системы.
Я твердо убежден, что в ближайшие годы мы увидим глобальную перестройку в этой сфере. Вполне может быть, что для машин с автопилотом третьего уровня и выше понадобится не просто стандартные права, а какая-то специальная лицензия или допуск, вроде того, что у пилотов современных самолетов.
И как приучить водителя к самой рискованной части — к тому, чтобы за считанные секунды перехватить контроль у машины? На реальной дороге это пробовать — чистое самоубийство. Единственный разумный вариант — крутые симуляторы для водителей. Только в виртуалке можно без риска многократно отрепетировать кучу сценариев, когда автопилот внезапно отказывает в самый неподходящий момент, и натренировать быструю, правильную реакцию. Будущий экзамен на такую «лицензию для автопилота» наверняка будет в симуляторе, а не на площадке с конусами и разметкой.
Анна, известный специалист по транспортной психологии, говорит: «Нам нужно радикально поменять подход к обучению. Раньше мы учили чисто механике: вертеть баранку, жать педали, чувствовать размеры машины. Теперь же акцент должен быть на навыках активного наблюдения, на умении держать полную осведомленность о ситуации, даже когда вокруг полная тишина и ничего не происходит. Это совсем другие умственные способности, и их надо специально развивать, как у диспетчеров в авиации».
Парадокс автопилота в том, что чем круче и независимее становится ИИ, тем больше он, как ни крути, требует от нашего собственного ума. Самая тяжелая задача на пути к полному автономному будущему — это не идеальный код написать. Самое сложное — разобраться с вечной проблемой «прокладки между рулем и креслом».
Мы входим в долгий, и, наверное, самый рискованный переходный этап в истории автомобилей. Этап, когда машины уже достаточно умны, чтобы нас усыпить, но еще не настолько, чтобы справляться со всеми капризами реального мира. И от того, как мы пройдем этот этап, зависит, сумеем ли мы признать, что нам самим, водителям, нужна серьезная «перезагрузка». Нам придется заново учиться водить — или, точнее, учиться правильно не водить. А вы, когда используете адаптивный круиз на длинных отрезках шоссе, никогда не замечали, что ваши мысли уже давно где-то витают, далеко от асфальта?