Две педали вместо трех — это уже не роскошь, а наша с вами повседневность. Помните времена, лет 15-20 назад, когда «автомат» был чем-то из мира дорогих иномарок? Сегодня же «механика» превратилась в выбор убежденных фанатов или атрибут самых простых комплектаций. Комфорт одержал безоговорочную победу, и в вечных городских тянучках мы благословляем инженеров за это спасение. Вот только за этим удобством прячется невероятно сложный и капризный механизм, о жизни которого большинство из нас не знает ровным счетом ничего.
Мы просто садимся в машину, двигаем рычаг на «D» и плывем по своим делам. А что там, в глубине, происходит в этот момент? Какой именно из «автоматов» трудится под капотом? Отчего одна коробка вдруг начинает «пинаться», другая — подвывать, как троллейбус, а третья щелкает передачи так, что и не заметишь? Это тотальное незнание, увы, и есть корень зла. Оно порождает ошибки, которые медленно, но верно убивают дорогой узел, а потом выливаются в счета за ремонт, от которых в глазах темнеет. Так что сегодня — никаких полумер. Мы устроим тотальный ликбез, нырнем с головой в мир трансмиссий, разберем по винтикам три главные технологии, развеем по ветру дурацкие мифы и выведем несколько «золотых» заповедей, которые помогут вашей коробке жить долго и счастливо.
Три разных мира: знакомимся с гидротрансформатором, роботом и вариатором
Под уютным и привычным словом «автомат» на самом деле скрывается три абсолютно разных инженерных философии. Это три разных мира, со своими законами, привычками и слабостями.
Первый — классический «автомат» с гидротрансформатором. Это настоящий патриарх, олдскульный и проверенный временем боец. Его сердце — таинственный «бублик», или гидротрансформатор. Если по-простому, это как два вентилятора в кастрюле с маслом: мотор крутит один, он гонит масло, а масло крутит второй, который уже связан с колесами. Никаких жестких рывков, все передается плавно, через жидкость. Именно поэтому старые «Тойоты» или большие американские джипы славятся своей вальяжной плавностью и непробиваемой надежностью. Такой «автомат» спокойно переваривает огромную нагрузку, не икает в пробках и при должном уходе ходит по 300-400 тысяч километров. Обратная сторона медали — некоторая задумчивость и повышенный аппетит к топливу.
Второй — «робот» с двумя сцеплениями, он же DSG, Powershift и так далее. Это гений инженерной мысли, атлет и спринтер. Представьте, что в одной коробке живут два проворных механика. Пока один включил вам вторую передачу, второй уже держит наготове третью. В нужный момент они просто меняются местами — щелк, и готово. Переключения происходят молниеносно, без разрыва потока мощности. Владельцы машин концерна VAG знают это чувство — динамика и азарт, которые дарит DSG, заставляют влюбиться. Да и топливо такая коробка экономит не хуже «механики». Но за скорость приходится платить сложностью: в плотных пробках робот может проявлять нервозность и подергиваться, а ремонт его «мозгов» (мехатроника) или замена сцеплений — удовольствие не из дешевых.
И третий мир, самый дзенский — это вариатор, или CVT. Здесь вообще нет передач. Никаких. Вместо шестеренок — два конуса и натянутый между ними стальной ремень. Электроника просто сдвигает и раздвигает эти конусы, плавно меняя передаточное число. В результате разгон получается абсолютно ровным, без единого толчка, словно вы едете в футуристичном трамвае. Это позволяет мотору всегда работать на самых выгодных оборотах. Если вы ездили на «Ниссанах» или «Субару» последних лет, вы понимаете, о чем речь. Это выбор тех, кто ставит во главу угла плавность и экономичность. Но есть и минусы: монотонное гудение мотора на разгоне, которое многих раздражает, и откровенная нелюбовь к агрессивной езде и пробуксовкам.
«Убийцы автоматов»: главные ошибки водителей и живучие мифы
Какой бы крутой и надежной ни была ваша коробка, ее можно приговорить к досрочной пенсии. И большинство поломок — это не случайность, а результат долгого и методичного «убийства».
Мой знакомый, который уже 15 лет перебирает «автоматы», как-то сказал: «Приезжает человек, глаза круглые: ‘Она на ровном месте сломалась!’. Начинаешь копать, а там — масло не менялось с завода, зимой с места рвал, как на гонках, а в прошлом месяце в сугробе ‘качался’ туда-сюда, пока горелым не запахло. Коробка не умирает внезапно. Она сначала долго терпит, а потом просто выставляет один, но очень большой счет».
И этот «счет» выставляется не только в виде чека с СТО. Попробуйте продать авто с «пинающейся» или «воющей» коробкой. Можете не сомневаться, любая профессиональная скупка авто Киев при диагностике сразу выявит проблему, и цена на ваш автомобиль резко устремится вниз. Такие сервисы, как автовыкуп в Киеве, специализируются на быстрой оценке, и состояние трансмиссии для них — один из ключевых факторов.
Так чего же боится ваша коробка? Есть четыре смертных греха. Первый — резкий старт с места, это удар под дых для любого механизма. Второй — «раскачка» застрявшей машины дерганьем селектора из «D» в «R», это верный способ вскипятить масло. Третий, самый коварный — вера в сказки про «масло на весь срок службы». Срок службы по мнению маркетологов заканчивается вместе с гарантией. Масло стареет, загрязняется и перестает защищать. И четвертый — езда на «холодную». Зимой дайте машине хотя бы пару минут поработать, а первые километры проезжайте нежно, чтобы густое масло разошлось по всем уголкам.
А теперь давайте разберем пару «гаражных баек». Первая: «На светофоре ставь на нейтраль, дай коробке отдохнуть». Звучит логично, но на деле — вредно. Каждое такое переключение — это лишний цикл работы для клапанов и сцеплений. На коротких остановках просто держите тормоз. Вторая байка: «Все DSG — ломучее барахло». Эта дурная слава прилипла из-за первых версий «сухих» роботов, которые и правда были проблемными. Современные же коробки с «мокрыми» сцеплениями давно излечились от детских болезней и по надежности не уступают классике.
Так что же в итоге?
Какая коробка лучше? Забудьте, нет такого ответа. Есть та, что подходит именно вам. Это как с выбором обуви: кому-то — удобные кроссовки на каждый день, а кому-то — гоночные туфли.
Просто следуйте за своим стилем жизни. Если вы цените железобетонную надежность и комфорт превыше всего — ваш выбор за классическим автоматом. Если в вашей крови бензин, вы любите динамику и следите за расходом топлива — смотрите в сторону быстрых роботов. А если вы познали дзен, никуда не спешите и хотите плыть в потоке с максимальной плавностью — ваш путь лежит к вариатору.
Более того, забота о коробке — это прямая инвестиция в ее ликвидность. Когда придет время, и вы решите воспользоваться такой опцией, как услуга Автовыкуп, «живой» и обслуженный автомат станет вашим главным козырем. Любая серьезная компания Автовыкуп ценит ухоженные машины, ведь это говорит об общем отношении владельца. Поэтому исправная трансмиссия — это гарантия того, что выкуп авто Киев пройдет для вас быстро и по максимально выгодной цене.
Главное, что нужно понять — в современном мире надежность «автомата» определяет не шильдик на багажнике. Ее определяет владелец. Своим отношением, пониманием и своевременным уходом. Уважайте этот сложный механизм, и он ответит вам взаимностью, проехав рядом с вами сотни тысяч километров без единого каприза.